Главная страница Карта сайта Контактная информация Закрытый раздел для сотрудников и студентов кафедры






Исследования высших когнитивных способностей животных


Руководитель: д.б.н. Зорина Зоя Александровна

Творческий коллектив:


Зорина Зоя Александровна
заведующая лабораторией физиологии и генетики поведения
доктор биологических наук
профессор

Обозова Татьяна Анатольевна
ведущий научный сотрудник
кандидат биологических наук

​Смирнова Анна Анатольевна
ведущий научный сотрудник
кандидат биологических наук

В работе участвуют студенты Екатерина Диффинэ и Светлана Буйницкая.

Комната 449А; annsmirn1@gmail.com; +7(903)523-11-64 (WhatsApp)

 

Исследование высших когнитивных способностей животных вносит вклад в понимание универсальных механизмов когнитивной деятельности, а также закономерностей развития мышления, языка и сознания человека в онто- и филогенезе.

 

Мы проводим наши исследования в основном на серых воронах (Corvus cornix). Эти птицы являются ценным объектом для сравнительно-психологических исследований по целому ряду причин:

- У врановых относительно большой и сложно организованный мозг. Число нейронов на единицу объема их переднего мозга превышает этот показатель у некоторых приматов.

- По степени развития мышления они близки к понгидам (шимпанзе, орангутанам, гориллам).

- Серых ворон, в отличие от понгид, можно достойно содержать без больших финансовых затрат.

 

Наши исследования показали, что серые вороны способны:

- совершать транзитивное заключение;
- оперировать понятиями «число» и «сходство»/«различие»;
- распознавать сходство по аналогии;
- усвоить символы для обозначения числа элементов в множествах;
- усвоить символы для обозначения понятий «сходство» и «различие»;
- использовать подобия орудий;
- узнавать свое отражение в зеркале, что считают показателем наличия самосознания.

 

В настоящее время работа проводится в двух направлениях:

1. Мы исследуем наглядно-действенное мышление серых ворон при помощи Эзопова теста, оценивающего способность животного добыть приманку, плавающую вне пределов досягаемости на поверхности воды в узком цилиндре. Решением этой задачи является поднятие уровня воды путем, помещения в нее тонущих объектов. Исследование поддержано грантом РФФИ (проект № 20-015-0028; «Анализ механизмов решения животными некоторых элементарных логических задач»).

 

2. Мы исследуем степень развития представлений о физических характеристиках собственного тела, используя экспериментальную задачу, в которой воронам надо учитывать размеры своего тела при выборе отверстия для прохода. Степень развития представлений о физических характеристиках собственного тела связывают со степенью развития самосознания (понятия «Я»). Исследование проводится совместно с НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»; оно поддержано грантом РНФ (проект № 19-18-00477К; «Эволюционные предпосылки формирования самоотражения человека»).

 

В ближайшем будущем мы планируем продолжить исследование наглядно-действенного мышления серых ворон при помощи тестов, оценивающих их способность к орудийной деятельности и к пониманию физических свойств объектов.

Нашей задачей является разработка методических подходов, позволяющих точнее оценить вклад мышления в решение этих экспериментальных задач.

Полученные результаты прояснят закономерности процесса формирования представлений о физических свойствах объектов у животных.

 

Возможная тема студенческой работы:

«Исследование наглядно-действенного мышления серых ворон при помощи тестов, оценивающих их способность к орудийной деятельности»

 

Основные публикации:

1. Smirnova A.A., Obozova T.A., Zorina Z.A., Wasserman E.A. How do crows and parrots come to spontaneously perceive relations-between-relations. Current Opinion In Behavioral Sciences. 2021. V. 37. P. 109–117.

2. Samuleeva M., Smirnova A.A. Emergence of reflexivity relation without identity matching-to-sample training in hooded crows (Corvus cornix). Biological Communications. 2020. V. 65(2). P. 157-162.

3. Самулеева М.В., Смирнова А.А. Изучение особенностей процесса символизации у серых ворон. Журн. высш. нерв. деят. 2019. Т. 69. № 4. С. 505-513.

4. Самулеева М.В., Смирнова А.А. Исследование процесса усвоения знаков у серых ворон. Вестник ТвГУ: Биология и экология. 2019. № 1(53). С. 203-217.

5. Самулеева М.В., Смирнова А.А., Зорина З.А. Методы исследования механизмов формирования эквивалентных отношений между знаком и обозначаемым у человека и животных. Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 4. С. 91-105.

6. Зорина З.А., Смирнова А.А., Обозова Т.А. Н.Н. Ладыгина-Котс – классик изучения мышления животных и современное развитие ее представлений. Развитие личности. 2019. № 2. С. 64-97.

7. Смирнова А.А., Калашникова Ю.А., Самулеева М.В., Зорина З.А. Оценка способности серых ворон (Corvus cornix) узнавать свое отражение в зеркале. Зоол. журн. 2019. Т. 98. № 11. С. 1223-1232.

8. Зорина З.А., Смирнова А.А.Современные представления о когнитивных способностях врановых птиц. Русский орнитологический журнал. 2019. Т. 28. № 1747. С. 1325-1330.

9. Зорина З.А., Смирнова А.А., Обозова Т.А. Мышление птиц: понимают ли попугаи, о чем они говорят? Природа. 2018. № 10, С. 58-64.

10. Обозова Т.А., Смирнова А.А., Зорина З.А. Ранний онтогенез поведения у слетков большеклювой вороны (Corvus macrorhynchos) в их естественной среде обитания. Зоол. журн. 2018. Т. 97. № 1. С. 56-66.

11. Зорина З.А. Разумная предусмотрительность» и другие особенности поведения врановых. Природа. 2017 № 4. С. 14-26.

12. Obozova T., Smirnova A., Zorina Z., Wasserman E. Analogical reasoning in amazons. Animal Cognition. 2015. V. 18. № 6. P. 1363-1371.

13. Smirnova A., Zorina Z., Obozova T., Wasserman E. Crows spontaneously exhibit analogical reasoning. Current Biology. 2015. V. 25. № 2. P. 256-260.

14. Обозова, М. С. Багоцкая, А. А. Смирнова, З. А. Зорина. Сравнительная оценка способности разных видов птиц к решению протоорудийных задач. Зоол. журн. 2013. Т. 92. № 6. С. 1–11.

15. Смирнова А.А. О способности птиц к символизации. Зоол. журн. 2011. Т. 90. № 7. С. 803–810.

16. Зорина З.А., Обозова Т.А. Новое о мозге и когнитивных способностях птиц. Зоол. журн. 2011. Т. 90. № 7. С. 784–802.

17. Зорина З.А., Смирнова А.А. История и методы экспериментального изучения мышления животных. Современная экспериментальная психология: В 2 т. Ред. В.А. Барабанщиков. М.: Изд-во "Институт психологии РАН". 2011. Т. 1. С. 61-87.

18. Багоцкая М. С. Смирнова А. А. Зорина З. А. Врановые способны понимать логическую структуру задач на подтягивание закрепленной на нити приманки. Журн. высш. нерв. деят. 2010. Т. 60. № 5. С. 543 – 551.

19. Lazareva O.F., Smirnova A.A., Bagozkaja M.S., Zorina Z.A., Rayevsky V.V., Wasserman E.A. Transitive responding in hooded crows requires linearly ordered stimuli. J. Exp. Anal. Behav. 2004. V. 82. P. 1-19.

20. Обозова Т.А., Смирнова А.А., Зорина З.А. Клесты – еловики (Loxia curvirostra) способны к обобщению признака «больше». Журн. высш. нерв. деят. 2009. Т. 59. № 3. С. 318-325.

21. Смирнова А.А., Лазарева О.Ф., Зорина З.А. Исследование способности серых ворон к элементам символизации. Журн. Высш. нерв. деят. 2002. Т. 52. № 2. С. 241-254.

22. Smirnova А. А., Lazareva О. F., Zorina Z.A.Crows' use of number: investigation by matching and oddity learning. J. Exp. Anal. Behav. 2000. V. 73. P. 163-176.





версия для печати






© 2021 Кафедра
Высшей нервной деятельности МГУ



Почтовый адрес:
119234, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 12,
Биологический факультет МГУ.

Телефон: +7 (495) 939-28-37,
Факс: +7 (495) 939-28-37,
заведующий кафедрой профессор Латанов Александр Васильевич

E-mail: info@neurobiology.ru



2015, сделано в